От ямочного ремонта к стратегии: как изменить подход к строительству дорог в России
В середине мая 2025 года прошло совместное заседание общественных советов Росавтодора и ФАС России, на котором обсуждались острые проблемы дорожного строительства. В центре внимания оказался ключевой вопрос: дорожные конструкции в России не выдерживают возрастающей транспортной нагрузки, а причина этого — выбор технологии строительства по принципу «самое дешевое решение», без учета затрат на обслуживание дороги в течение всего жизненного цикла.
Такой подход уже сегодня подрывает эффективность миллиардных вложений в дорожную инфраструктуру, а в перспективе может привести к массовому преждевременному разрушению автодорог.
«Экономия» сегодня — расходы завтра
Как отметил Валерий Бодренков, председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», несмотря на наличие действующего документа — ОДМ 218.4.023-2015, который рекомендует учитывать эффективность на всех этапах дорожных работ, в российском законодательстве по-прежнему отсутствует утвержденная методика технико-экономического сравнения конструкций дорожных одежд. Это означает, что на этапе проектирования зачастую игнорируются факторы, напрямую влияющие на срок службы дороги, затраты на её обслуживание и общее качество покрытия.
По сути, проектные решения принимаются без должного анализа, а значит — высок риск неэффективного использования бюджетных средств.
Предложения дорожного сообщества
Для преодоления текущей ситуации Валерий Бодренков предложил Росавтодору комплекс инициатив, среди которых:
-
включение в план научно-технических исследований на 2026 год разработки нового методического документа по технико-экономическому сравнению конструкций дорожных одежд;
-
внедрение обязательного сравнения «жестких» и «нежестких» типов конструкций дорог на стадии проектирования;
-
публичное обсуждение проектных решений с участием экспертного и профессионального сообщества;
-
обязательное применение ГОСТ 33100-2023 и методических рекомендаций ОДМ 218.4.023-2015 региональными структурами;
-
обращение в Минтранс России с предложением о разработке нормативно-правового акта, который узаконит технико-экономический анализ как обязательную часть дорожного проектирования.
Дороги становятся «вечным ремонтом»
Согласно данным из открытых источников, только в 2025 году на строительство и ремонт дорог из федерального бюджета планируется потратить 1,3 трлн рублей, а до 2030 года — более 9 трлн рублей. Однако эффективность этих затрат вызывает всё больше вопросов.
К примеру, доля федеральных трасс в нормативном состоянии за последние годы снизилась с 85,1% (в 2020 году) до 72,9% (в 2024 году). При этом расходы на содержание и ремонт дорог в текущем бюджете сокращены — от запланированных 4,18 трлн рублей обеспечено только 2,48 трлн, что составляет лишь 58% от необходимого объема. Это не только снижает качество дорожной сети, но и напрямую влияет на безопасность передвижения и уровень экономического развития регионов.
Что это значит для отрасли?
В условиях недофинансирования и отсутствия системного подхода дороги становятся слабым звеном инфраструктуры. Если не принять меры уже сегодня, ситуация будет ухудшаться: трассы продолжат разрушаться под весом современного транспорта, а бюджеты — проедаться на постоянные ремонты вместо модернизации.
Сравнительный технико-экономический анализ материалов и технологий, применяемых в дорожном строительстве, может стать инструментом, который позволит принимать более рациональные и долговечные решения. Это особенно важно, учитывая высокую стоимость современного дорожного строительства и необходимость максимально эффективного расходования государственных средств.
Betonly — производитель товарного бетона и раствора с 19-летним опытом работы. Мы активно следим за развитием нормативной базы в строительной отрасли и поддерживаем инициативы, направленные на повышение качества инфраструктуры в России. В нашем ассортименте представлены сухие смеси, в том числе цемент М500 с доставкой в Москве и Московской области, обладающий высокой прочностью, влагостойкостью и устойчивостью к низким температурам. Идеально подходит для строительных и дорожных работ различного масштаба.
Собственный автопарк, три бетонных завода и отлаженная логистика позволяют нам гарантировать своевременную доставку и высокое качество продукции для наших клиентов в Москве и Московской области. Мы уверены: только использование надежных строительных материалов и системный подход к проектированию могут обеспечить долговечность российских дорог.