Производство и продажа товарного бетона, песка, щебня, грунта. Услуги спецтехники.
Успешно работаем с 1999 года!

Перспектива строительства цементобетонных дорог в России

17 апреля в Москве состоялось ключевое событие для всей дорожной отрасли страны — совместное заседание Правления Российского Союза строителей и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), посвящённое перспективам строительства цементобетонных дорог в России. Обсуждение прошло под председательством президента РСС Владимира Яковлева и собрало ведущих экспертов, представителей науки, бизнеса и государственных структур. Почему тема цементобетонных дорог оказалась в центре внимания — в нашем подробном материале.

Заливка полов в Москве и Московской области

Почему именно цементобетон?

На фоне растущей транспортной нагрузки, климатических изменений и необходимости сокращения затрат на содержание дорожной сети вопрос о применении более долговечных и устойчивых решений в дорожном строительстве становится особенно актуальным. Как отметил Владимир Яковлев, «современные вызовы требуют пересмотра самих подходов к выбору конструктивных решений и материалов».

Цементобетонные покрытия обладают рядом важных преимуществ:

  • высокая прочность и устойчивость к деформациям;

  • долговечность (межремонтный срок до 24–50 лет);

  • экономия на эксплуатации и ремонте;

  • благоприятный углеродный след;

  • снижение расхода топлива у большегрузов на 5–7%;

  • меньший нагрев в жару и снижение шумового фона.

Тем не менее, их доля в дорожной сети России составляет менее 3%, в то время как, например, в Китае — более 60%, в Канаде — 30%, в Германии — 28%.

Масштаб задач и системные препятствия

С докладом о текущем состоянии отрасли и необходимых изменениях выступил Виктор Ушаков, профессор МАДИ и президент НО «Ассоциация бетонных дорог». Он отметил:

  • в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» предстоит построить десятки автодорожных обходов и модернизировать транспортные коридоры;

  • стоимость битума за последние годы выросла в 5 раз, что делает цементобетон экономически привлекательнее;

  • асфальтобетон имеет ограниченный срок службы и подвержен разрушениям от температурных перепадов, в то время как цементобетон стабилен от -50 до +50°С.

Ушаков также развенчал миф о дороговизне цементобетона: по его данным, дороги с таким покрытием дешевле асфальтовых на 10–15% по капитальным затратам и на 30–45% — с учётом полного жизненного цикла.

Современные технологии и возможности

Технический прогресс позволяет сегодня строить цементобетонные дороги на новом уровне. Используются:

  • двухслойные покрытия, снижающие расход щебня;

  • бетонно-укладочные комплексы нового поколения;

  • методы нарезки швов и полимерная герметизация;

  • технологии обнажённого заполнителя — для повышения сцепления и снижения шума.

По словам Ушакова, в России действует около 40 бетонно-укладочных комплексов, пригодных для масштабного применения, а успешные проекты — от взлётно-посадочных полос до фрагментов трассы М-12 — подтверждают эффективность этой технологии.

Голос подрядчиков и экономическая модель

Мария Ярмальчук, генеральный директор НАИК, подчеркнула, что для внедрения новых технологий требуется не только воля государства, но и пересмотр экономических механизмов. Сегодня большинство контрактов реализуется в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, что не стимулирует инновации. Концессионные модели, при которых инвестор отвечает за эксплуатацию дороги, создают больше мотивации для использования долговечных решений.

Также остро стоит вопрос технической оснащённости: наличие оборудования есть, но возникают сложности с его поставками, логистикой и сервисом. Многие подрядчики просто не могут себе позволить инвестиции в дорогостоящую технику без дополнительных гарантий.

Обновление нормативной базы

Андрей Копытин (ФАУ ФЦС) отметил, что, несмотря на развитие технологий и наличие подготовленных специалистов, нормативная база по цементобетонным дорогам отстаёт. ФАУ ФЦС готово инициировать научные исследования и доработку нормативно-технических документов при поддержке профессионального сообщества.

Исторические причины (в том числе дефицит цемента в прошлые годы) повлияли на доминирование асфальтобетона. Сегодня, по мнению экспертов, эти ограничения преодолены, и предстоит работа по обновлению стандартов и проектных решений.

Наука и материалы

Андрей Бучкин из НИИЖБ им. А.А. Гвоздева рассказал о новых разработках:

  • инертные заполнители и цемент в целом доступны, но возникают трудности с добавками и качеством песка;

  • современные технологии позволяют ускорить твердение и повысить прочность бетона;

  • перспективными являются фибровое армирование и фильтрующие бетоны;

  • особое внимание уделяется морозостойкости и устойчивости к агрессивным средам.

Нужны дальнейшие исследования и создание базы данных по качеству материалов, а также улучшение методик контроля и оценки долговечности бетонных покрытий.

Международный опыт и выводы

Анатолий Хвоинский из СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» представил международные сравнения:

  • США — 22% межштатных дорог имеют бетонное покрытие;

  • Германия — 28%;

  • Китай — до 84% на дорогах низкой категории.

В России на конец 2024 года цементобетоном покрыто лишь около 1300 км из 66 600 км федеральных трасс.

Хвоинский предложил:

  • ввести обязательное сравнение вариантов дорожных покрытий при проектировании;

  • разработать федеральную программу по внедрению цементобетонных решений.

Итог: есть всё, кроме системных решений

Почётный президент НОСТРОЙ Ефим Басин напомнил об успешных примерах бетонных дорог в России — от трассы М-4 до объектов в Сочи — и подчеркнул их долговечность: «Небо и земля по сравнению с асфальтом». Он отметил, что у отрасли уже есть всё необходимое: технологии, техника, специалисты. Осталось главное — наладить эффективное взаимодействие между всеми участниками рынка и устранить барьеры на уровне нормативной и контрактной систем.

Совместное заседание РСС и НАИК продемонстрировало: дорожная отрасль России готова к масштабному переходу на цементобетонные покрытия. Это не просто тренд — это стратегическая необходимость. В условиях растущих нагрузок, климатических вызовов и ограниченного бюджета только долговечные, экономически обоснованные и экологически устойчивые решения смогут обеспечить стране современную дорожную инфраструктуру.

Нужны конкретные шаги:

  • актуализация нормативной базы;

  • стимулирующие механизмы финансирования;

  • поддержка подрядчиков;

  • научное сопровождение и подготовка кадров.

Будущее российских дорог может быть прочным, как бетон. Главное — не упустить момент для перехода от обсуждений к действиям.