В Сибири дороги восстанавливают с помощью золы-уноса в 15 раз дешевле
В 2025 году в Новосибирской области и Алтайском крае реализованы два пилотных проекта по применению золы-уноса — побочного продукта тепловых электростанций — при ремонте и строительстве автомобильных дорог. Новая технология показала отличные результаты: дороги стали прочнее, экологичнее, а стоимость работ снизилась более чем в 15 раз.

Что такое зола-уноса и зачем она нужна в дорожном строительстве
Зола-уноса — это мелкодисперсный материал, образующийся при сжигании угля на ТЭЦ. Ранее его считали отходом, подлежащим складированию, однако исследования последних лет доказали, что зола обладает уникальными свойствами, которые делают её эффективной заменой песка, извести и даже цемента при укреплении дорожных оснований.
Материал относится к пятому классу опасности, то есть абсолютно безопасен для человека и окружающей среды. Использование золы позволяет одновременно решать сразу несколько задач:
-
снижать стоимость дорожных работ;
-
экономить природные ресурсы;
-
уменьшать количество золошлаков, накапливаемых на полигонах ТЭЦ;
-
сокращать выбросы, связанные с производством цемента и добычей инертных материалов.
Пилотные проекты в Алтайском крае и Новосибирской области
В рамках пилотных проектов в дорожные работы было включено более 700 тонн золы-уноса (примерно 24 цементовоза). Материал поставили Новосибирская ТЭЦ-5 и Барнаульская ТЭЦ-3.
В Алтайском крае отремонтировали участок дороги Станция Калманка — Черемное, протяжённостью 5 км. Эта трасса имеет стратегическое значение: по ней осуществляется транспортировка урожая на сахарный завод и проходит интенсивный поток грузовиков. Для укрепления основания дорожного полотна специалисты применяли смесь цемента и золы-уноса, подбирая оптимальную дозировку для повышения несущей способности.
В Новосибирской области технология использовалась при ремонте разрушенного участка дороги К-15 Медведское — Листвянский. Работы выполнялись методом холодной регенерации основания с использованием портландцемента и золы-уноса. После укрепления основания было уложено асфальтобетонное покрытие, а восстановленные участки уже успешно эксплуатируются тяжёлой техникой.
Экономика и преимущества применения золы
По данным Сибирской генерирующей компании (СГК), тонна цемента в среднем стоит около 9 000 рублей, тогда как тонна золы-уноса — всего 600 рублей. Такая разница делает использование золы технологически выгодным и экономически оправданным решением.
Кроме того, дороги, построенные с применением золы, демонстрируют увеличенные межремонтные интервалы, что в долгосрочной перспективе сокращает бюджетные расходы на ремонт. Эксперты отмечают, что данный подход может стать одним из наиболее перспективных направлений развития «зелёного» строительства в России.
Государственная поддержка и стандартизация
Для системного внедрения этой технологии Росавтодор разработал свыше 20 нормативных документов, регулирующих использование золошлаковых материалов.
1 июля 2025 года вступил в силу предварительный национальный стандарт (ПНСТ 1003-2025) «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы золошлаковые. Классификация».
Этот документ упрощает работу проектных и дорожных организаций, определяя:
-
где можно применять золошлаки;
-
нужно ли проводить их дополнительную обработку;
-
какие элементы дорожной конструкции они могут заменять.
Перспективы: от пилотов к масштабным проектам
В ближайшие годы технология получит широкое распространение. Уже запланировано использование золы при строительстве:
-
третьего этапа Восточного обхода Новосибирска (зола ТЭЦ-5),
-
Южного транзита Новосибирска — более 1,5 млн м³ золошлаков,
-
Северного обхода Омска — около 840 тыс. м³.
Кроме того, зола-уноса успешно применялась при возведении четвёртого моста через Обь и 70-метрового тоннеля в Новосибирске, где использовано 3 тыс. тонн бетона с добавлением золы ТЭЦ-5.
Согласно Энергетической стратегии России до 2050 года, доля утилизированных золошлаков должна вырасти:
-
до 40% к 2030 году,
-
до 50% к 2036 году,
-
до 90% к 2050 году.
Компания Betonly поддерживает курс на экологизацию и рациональное использование строительных материалов. Мы поставляем бетон, включая смеси с улучшенными характеристиками для дорог, фундаментов и промышленных объектов.
Наши бетонные работы в Раменском выполняются с применением современных технологий, направленных на повышение прочности конструкций, снижение затрат и уменьшение воздействия на окружающую среду.
Betonly выступает за устойчивое развитие отрасли, внедрение инноваций и переработку строительных материалов — ведь качественный бетон и экологичный подход сегодня идут рука об руку.